В Южно-Курильской центральной библиотеке им. А.К.Мандрика состоялась дискуссия «Труд — право или обязанность?»

Дискуссия «Труд — право или обязанность?»

17 декабря в Южно-Курильской центральной библиотеке им. А.К.Мандрика состоялась дискуссия «Труд — право или обязанность?» с учащимися Центра образования.
Была затронута серьезная тема о трудовых отношениях. В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности — Трудового кодекса РФ.

Библиотекарь Осипова А.П. определила качественные характеристики труда (деятельности) с применением норм российского права; подробно остановилась на ограничениях для несовершеннолетних.

В ходе беседы сотрудник библиотеки не раз приводила исторические факты. До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами.

Первый закон, регламентировавший продолжительность рабочего времени, был принят 2 июня 1897 года. Норматив впервые ввел 14 обязательных праздничных дней, а также установил шестидневную рабочую неделю. Рабочий день ограничивался 11,5 часами, а в ночное время или перед праздниками – 10 часами. Для женщин и детей — 10 часов при шести рабочих днях в неделю. Отпуск не предусматривался.

В России закон от 19 апреля 1991 года «О повышении социальных гарантий для трудящихся» сократил продолжительность рабочего времени до 40 часов в неделю. В 1992 году эта норма была закреплена в Кодексе законов о труде (КЗОТ) РФ, а затем – в Трудовом кодексе. После этого продолжительность рабочей недели в России не менялась.

Учащиеся активно принимали участие в обсуждении, применяли теоретические знания на практике; подбирали антонимы к прилагательным, характеризующим труд; решали задачи-ситуации, на какие вакансии могут претендовать несовершеннолетние.
Прослушав отрывки из рассказов А.П. Чехова «Спать хочется», «Ванька» учащиеся находили примеры, эпизоды нарушения прав детей.

В процессе дискуссии пришли к доказательству, что у всех у нас есть право на труд, вместе с тем и трудовые обязанности. В завершение школьникам вручили справочно-правовой буклет.